Если в предыдущих поколениях газобаллонных систем главным агрегатом считался редуктор-испаритель, то в современных установках бал правит электроника. Хотя значение остальных элементов газового оборудования по-прежнему велико. Как происходит регулировка ГБО 4 поколения, вам расскажут наши консультанты. Ниже пойдет речь о том, почему это критически важно.
В погоне за экологичностью и экономичностью автопроизводители заметно усложнили алгоритмы подачи топлива в камеру сгорания. Благодаря точности впрыска и дозировки со скромных объемов удается «снимать» больше лошадиных сил, чем считалось нормой еще 10-15 лет назад. Роль играет даже форма «облака» и угол завихрения впрыскиваемого топлива в цилиндрах. Отклонения от нормы заметно снижает качество сгорания каждой следующей порции горючего. Это заставляет бортовой компьютер (БК) досаждать водителю предупреждающими пиктограммами на приборной панели.
Конечно, чтобы не нервничать, можно обмануть БК, отключить «джекичан» и ездить, пока не почернеет выхлоп.
Однако подобный подход всегда обходится дорого. Замена клапанов, которые страдают в первую очередь от некорректного сгорания топлива, это самые легкие последствия. Вместе с клапанами страдает катализатор, а если он «посыплется», то керамическую пыль засосет в цилиндры и тогда без капительного ремонта двигателя не обойтись. Турбины, к слову, также не любят догорание на выпуске. В комплексе весь ремонт может потянуть на стоимость скромной малолитражки. И это обязательно случится, если ограничится одними автонастройками.
Функция автоматической настройки в электронных блоках управления ГБО (ЭБУ) с универсальными прошивками предназначена исключительно для настройки холостого хода – чтобы машину можно было завести на пропане и откалибровать датчик уровня газа в баллоне. Для полноценной эксплуатации потребуется газовая топливная карта с коэффициентами коррекции. После того как ЭБУ «снимет» с БК алгоритмы впрыска для основных режимов езды, настройщик вносит коррективы в полученную топливную карту исходя из показаний диагностического оборудования. Машины без обратной связи проверяются газоанализатором. Если приборы «не ругаются», то автомобиль готов к эксплуатации на газе.
Уточняющие регулировки требуются для всех ЭБУ с универсальной программой газового впрыска. Если речь идет о персонифицированных программах, то участие настройщика ограничивается лишь корректной активацией нужной программы. Персонифицированные комплекты ГБО предназначаются, как правило, для автомобилей с непосредственным впрыском: производитель газового оборудования указывает для какой модификации двигателя предназначено оборудование. Установка таких комплектов на другие авто невозможна.