Сфера ИТ-технологий быстрыми темпами начала развиваться в Украине. А это значит, что перед высшими учебными заведениями стоит задача выпускать таких специалистов, которые смогут легко занять желаемую должность. Конкуренция в мире немереная, азиатские рынки активно развиваются, а это дает шанс украинским специализированным на ИТ-технологиях компаниям, где работают уверенные в себе, знающие свое дело личности, стать главными исполнителями программных проектов. Так как ИТ возрастает в абсолютно разнообразном бизнесе, проблема с кадрами остается универсальной. Специалисты считают, что пройдет пару лет – и практически вся Европа столкнется с данной проблемой. И это как разработчики, которые постоянно занимаются новыми идеями, так и специалисты, которые внедряют и поддерживают сложные системы в современном информационном мире.
Все мы прекрасно знаем о том, что в Украине слишком много высших учебных заведений. И, как результат, – в Европе, по сравнению с нашей страной, в расчете на тысячу населения, выпускников с высшим образованием в пять раз меньше. Что уже говорить про США – там в целых восемь раз меньше, чем у нас. Но количество не заменит эффективность, поэтому украинская сфера ИТ требует капитального пересмотра та реальных действий. Например, многие отдают предпочтения негосударственным высокоэффективным программам обучения, которые предлагают компьютерные курсы itstolytsa.
Ссылаясь на данные из сайта dou.ua, только 15% выпускников могут оценить образование, которое они получили в ВУЗе, ценным и жизненно необходимым, 40% считают, что оно более-менее ценное, 38% называют его недостаточно ценным, и даже 7%, как они сами сказали, – абсолютно бесполезным. Почти половина бывших студентов (49%) считают практические занятия главным средством обучения, тогда как теория и базовые дисциплины значительно проигрывают (27%).
Но вот если задуматься, то основа знаний в ИТ уже на протяжении большей половины столетия не меняется. Когда проходит около 10-ти (в некоторых случаях до 15-ти) лет, особенности программирования в той или иной степени меняются. Речь идет об клиент-серверном, объектно- ориентированном и других видах. С годами появляется все больше платформ, которые уже не так просто добавить в учебный процесс высших учебных заведений. Кроме этого, проблемой становится и тот факт, что, меняя платформу, нужно переквалифицировать персонал. Обычно технологии работают меньше года, а их изучение требует около двух месяцев, имея определенный уровень знаний. Занимаясь своей карьерой, ИТ- специалисты довольно часто меняют как область своей деятельности, так и технологии для работы. Иногда молодые специалисты сферы программирования сталкиваются с проблемой, как они думают, недостатка знаний с университета (преподаватели давали не тот уровень). Они считают, что достаточно знать только новые технологии, которые дадут толчок для дальнейшей карьеры. На самом же деле эти знания помогут только в начале работы и демонстрации себя как высококлассного специалиста. Будущие ИТ- специалисты понимают важность знаний, которые даются в высшем учебном заведении приметно с курса третьего, когда сталкиваются с довольно непростыми проектами, работами, заданиями.
Всю необходимость базовой информации, знаний не отрицают и сами же работодатели. По словам вице-президента по организационному развитию компании «Миратех» Дмитрия Филиппова, так званых «универсальных специалистов» сегодня нужно достаточно немного, но вот для того, чтобы карьера стала действительно успешной, обязательно нужно знать сопутствующие технологии, которые в той или иной мере очень помогут. Принято, что для начала нужно уметь программировать на 1-2 языках – и этого будет достаточно. Это, как правило, Java, C#, PHP, C++ и тому подобное. Именно умение ИТ-специалиста довольно быстро менять технологии работы показывает его как личность, которая в состоянии быстро получать новые знания, использовать с назначением свои ум и находчивость. Именно таким и есть студент или уже успешный выпускник высшего учебного заведения, который имеет все необходимые знания для того, чтобы влиться в команду профессионалов.
Каждый докладчик излагал свои мысли, которые в какой-то мере представляли тему с новой стороны, но вот все их выступления сошлись к одной точке. Они считают, что сегодня нужно унифицировать систему образования в сфере ИТ-технологий, давая возможность каждому студенту выбирать ту специализацию, которая, в первую очередь, будет по душе каждому учащемуся, во-вторых – взаимодействует со спросами рынка на данный момент. Этот вопрос не теряет своей актуальности, при том, что около 40% специалистом в сфере ИТ сегодня имеют высшее образование совершенной в другой сфере. Но, имея огромное желание, это не мешает им стать профессионалом именно здесь. Ассоциация «ИТ Украина» хочет дать возможность студентам-бакалаврам, получившим диплом совершенной в другой отрасли знаний, поступать на магистерскую программу и на квалификационный уровень «специалиста». Это, конечно, возможно только при условии сдачи академразницы, которая может осуществляться как на бюджетной основе, так и на коммерческой.
Мы оговорили довольно важные проблемы с недооценкой перспектив в сфере ИТ-технологий и финансирования. Кроме этого, не менее проблемным является вопрос о качестве преподавания дисциплин специального направления. Согласитесь: мы часто сталкиваемся с тем, что такие темы излагаются «специалистами», которые в упор не знают, как теорию воплотить в жизнь. В таких ситуациях очень хорошими помощниками могут оказаться именно ИТ-компании, которые в состоянии переквалифицировать преподавателей. Такое в Украине мы уже наблюдали, и когда специалисты проходили обучение, они решали, как бы это горько не звучало для высшего учебного заведения, сменить работу, выбрав совершенно иную сферу деятельности. Естественно, возможность иметь преподавателем сотрудника какой-нибудь успешной ИТ-компании, дает дополнительную мотивацию для студента, который хочет иметь знания, но если такое желание у самих преподавателей отсутствует из-за зарплат, которые остались на месте или даже упали, то здесь уже ничего не сделать однако.
Довольно важной проблемой сегодня в сфере ИТ-технологий является еще и дефицит исследовательских компонентов и некое отсутствие навыков коллективной работы. В этом ИТ прекрасно может помочь ВУЗам, предоставив исследовательские лаборатории. В нашей стране уже существуют такие. Возьмем, для примера, программу «Университетский альянс SAP». Но проблема остается, так как это пока-что еще точечные проекты, а ними охвачены немногие высшие учебные заведения.
ИТ-образование в традиционных методах поддержки более 10 лет назад начали использовать в Беларуси. Инициатором стала «Ассоциация Инфопарк». Они постоянно занимаются проведением профессиональной ориентации учащихся, модернизацией планов и программ для учебы, помощей в организации новых специальностей и специализаций. Кроме этого, ИТ-компании занимаются направлением сотрудников с целью проведения практических занятий. Она организуют в высших учебных заведениях и технических колледжах учебные лаборатории. Что уже говорить об организации форума по программной инженерии для студентов. Она имеет название SEF.BY2Students. Время и прогресс впереди, но вот продвижений и прогресса с подготовкой качественных специалистов в сфере ИТ-технологий так и не видно до сих пор. При содействии Новой инициативы и «ИТ-страны» стали рассматривать систему льгот и преференций, которые собираются открывать новые учебные центры дополнительной системы в сфере ИТ-образования, кратковременного ИТ- образования, которые дополняют существующую систему базового образования. Есть мнение, что это поможет соединить ИТ-компании и ИТ- образование, но результаты не заставят себе долго молчать. Не странно, что эти меры позволят повысить эффективность обратной связи между ИТ- компаниями и ИТ-образованием, но результатов ожидать пока рано.
По ходу конференции было представлено большое количество докладов, где представители разных университетов выстояли и изучили учебный процесс, возможности взаимодействия с ИТ-бизнесом, контроля качества образования, международного сотрудничества.
Автор статьи: Роман Зозуля, Компьютерные курсы «Столица»