Отработавшее топливо будет храниться в новом хранилище ближайший век.
Украина продолжает бороться с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, информирует СобКор.
Так, в этом году построили новый безопасный конфаймент. Он базируется над разрушенным четвертым энергоблоком станции. Кроме того, уже в самом разгаре испытания нового хранилища для отработавшего ядерного топлива, которое возникло в связи с работой первых трех энергоблоков станции.
Проблемой безопасного хранения ядерного топлива Украина и мировая общественность озаботились еще в далеком 1986-м. Еще тогда ввели в использование действующее хранилище отработавшего ядерного топлива. В нем топливо располагается в водной среде, в так называемых в бассейнах выдержки. Они заполнены на 99%.
Срок эксплуатации этого хранилища рассчитан до 2025 года. Тем более, что оно первоначально не должно было использоваться для долгосрочного хранения высокорадиоактивного топлива.
По этой причине было решено строить новое хранилище сухого типа (СХОЯТ-2), в котором топливо будет надежно храниться 100 лет. Исполнителем был выбран один из мировых лидеров разработки и применения технологий в области ядерной энергетики – американская компания Holtec International.
Новое хранилище было построено за деньги специально созданного Счета ядерной безопасности, администратором которого стал один из стратегических кредиторов Украины - Европейский банк реконструкции и развития. Донорами для наполнения этого счета стали члены Большой семерки и ряд европейских стран. Именно на эти деньги, а также с помощью вклада украинской стороны (1,4 млн евро) был построен СХОЯТ-2, стоимость которого достигла 380 млн евро.
На новом объекте предусмотрена многоуровневая защита от возможного перемещения радиоактивных изотопов, а также от распространения ионизирующего излучения.
Планируется, что новое хранилище будет полностью заполнено отработавшим ядерным топливом в течении 9-10 лет.
Итак, как же устроено новое хранилище? При прибытии с действующего хранилища, вагон-контейнер, который содержит отработавшее ядерное топливо, проходит дозиметрический контроль. После этого содержимое вагона передвигается в здание – Установку по подготовке отработавшего топлива к хранению. Здесь топливо упакуют в дополнительный защитный пенал. Здесь поступивший контейнер, находящийся в вагоне, переворачивают с горизонтального в вертикальное положение. Топливо таким образом перемещается в находящуюся сверху «горячую» камеру.
Вход в нее закрывается двумя массивными дверьми, а ее стенки состоят из бетона толщиной один метр, что необходимо для надежной защиты от радиации, которую излучают тепловыделяющие сборки. Эта камера буквально заставлена оборудованием, которое будет подымать отработавшие тепловыделяющие сборки и разрезать их на две части, а также в ней размещено оборудование для обращения с поврежденным топливом.
С помощью этого диска длинная тепловыделяющая сборка (более 10 м) будет разреза на две части – пучки тепловыделяющих элементов. Такой имитатор, который не отличается по форме от настоящих тепловыделяющих сборок, но не содержит ядерного топлива, специалисты СХОЯТ-2 используют для проведения "холодных" испытаний в ходе которых отрабатывается весь цикл перемещения столь опасного груза. После успешного завершения "холодных" испытаний, последуют "горячие", для проведения которых на хранилище будет доставлена первая партия настоящего топлива.
Поскольку во время работ с настоящим отработавшим ядерным топливом уровень радиации в "горячей" камере будет в тысячи раз превышать предельно допустимую для человека дозу, нахождение там людей недопустимо. Поэтому, все работы будут осуществляться с помощью специальных манипуляторов, которыми будут управлять операторы камеры, находясь за ее пределами.
Оператор будет управлять манипулятором, наблюдая за процессом в специальное окно, толщина стекла в котором составляет один метр. Далее ядерное топливо будет упаковываться в специальный защитный пенал, который на этой тележке, по рельсам, будет доставлен на вторую составную часть хранилища – бетонные модули хранения.
Галерея бетонных модулей хранения, в которых планируется разместить пеналы с отработавшим ядерным топливом на следующие 100 лет и все это время тщательно контролировать его состояние.
Напомним, в одном из общежитий Черкасс поселился принц из Африки. Африканский принц приехал из Ганы.