Белорукий гиббон был найден в северной Суматре, что в Индонезии, всюду по полуостровной Малайзии, на севере по всей южной и восточной Мьянму, в большей части Таиланда, и незначительно в южной части Китая. Гиббоны лар также проживают на небольшой площади северо-западного Лаоса (на запад от реки Меконг).
Белорукий гиббон имеет двуцветный волосяной покров. Они имеют темную шерсть, которая может варьироваться от серого до черного к коричневому, или от сливочного цвета к светло-коричневому. Лысое лицо окружено кольцом очень короткого белого или слегка цветного меха; руки и ноги — белые. Их удлиненные передние конечности — адаптация к брахиации (быстрому перемещению по лесу по веткам деревьев), что является их основным способом путешествия через лесные пологи.
Эти приматы не имеют хвостов. Взрослые самцы от 43 до 58 см в длину и весят от 5,5 до 7,6 кг, когда самки весят от 4,4 до 6,8 кг и имеют длину от 42 до 58 см.
Белорукий гиббон живет в вечнозеленых, полувечнозеленых и смешанных вечнозеленых и листопадных лесах.
На северо-западе Таиланда они используют сухие вечнозеленые, смешанные широколиственные и бамбуковые леса вблизи Карена, когда они не охотятся.
Гиббоны Лар, которые в основном известны своими громкими криками, также могут производить ряд тихих окликов.
Эти оклики упоминаются в исследованиях, начиная с 1940 года, но из-за их громкости, они практически неразличимы для человеческого уха, поэтому было трудно их записать и проанализировать.
Новое исследование, описанное в журнале BMC Evolutionary Biology, демонстрирует значение этих окликов.
“Белорукий гиббон – чрезвычайно поющее существо, оно дает нам редкую возможность исследовать развитие сложной вокальной коммуникации у нечеловеческого примата», сказала доктор Кларк.
«В будущем вокализация гиббона лар может рассказать много о процессах, которые формируют вокальную коммуникацию, поскольку этот вид обезьян может стать надеждой в отслеживании развития человеческого общения».
Д-р Кларк и ее коллеги провели почти 4 месяца возле нескольких групп белоруких гиббонов в лесах северо-восточного Таиланда.
Гиббоны лар обычно удерживались от первых схваток утром, пока они не определяли местонахождение спального дерева. За это время ученые сумели сделать запись их крика «хуу» и зафиксировали ответы других гиббонов на данный клич.
Из записей они извлекли более чем 450 «хуу» звуков и использовали компьютерный анализ, чтобы найти связь между аудио образцами и ситуацией, когда они были зарегистрированы.
Белорукий гиббон производил отдельные крики «хуу» в разных ситуациях, в том числе когда искал пищу, когда замечал хищников, во время схватки с соседями, или же когда пел песни дуэтом.
В дополнение к различию между ситуациями, исследователи также обнаружили тонкое изменение в оклике «хуу» в зависимости от типа хищника.
Они исследовали ответы на ряд хищников, включая туманных леопардов, тигров, питонов и хищных птиц, в том числе филинов и орлов.
Звук предупреждения или приближения хищника акустически отличался от других звуков – был менее интенсивный, короче и с меньшими промежутками частоты, делая его наименее слышимым. Хищники слышат лучше всего в диапазоне 1-4kHz, в то время как крик гиббона имел порог звучания ниже на 1 кГц. Такая способность гиббонов могла помочь избежать привлечения внимания хищников.
Тигр и леопард определялся подобно, поскольку приматы чувствовали этих двух хищников, как принадлежащих к тому же самому классу «больших кошек».
В то время, когда все особи гиббонов лар демонстрировали подобные крики «хуу» , женские призывы были ниже в частоте, чем мужские.
«Это удивительно, так как среди млекопитающих самцы, как правило, имеют более низкие частоты голоса, чем самки», — говорят ученые.
«Самки также, как правило, не производили крики «хуу» в схватке с соседями и часто оставались пассивными, в то время как самцы вступали в бой с соседними особями».