Миллионы тунисцев бросают свои избирательные бюллетени, чтобы непосредственно выбрать своего президента впервые начиная с революции четыре года назад, которая скинула давнего диктатора Зина эль-Абидина Бен Али
Воскресные выборы в Тунисе отражают соревнование среди стойких приверженцев свергнутого режима, членов некогда запрещенных партий, а также нового поколения политиков, начавших революцию 2011 года.
В начале явка избирателей после начала работы избирательных участков в 8 утра (7:00 по Гринвичу) была очень низкой, особенно среди молодежи.
Посетив избирательный центр в 18, это Л’Енде в Лафейеттском районе в центре города Тунис, мы наблюдали, что избирательный процесс происходит достаточно гладко.
«Поскольку Вы можете видеть, что это — очень гладкая и спокойная операция. До сих пор дела шли очень хорошо», — сказал Нуреддин Йоуйни, руководитель избирательного участка.
«В последнее время на выборах в законодательные органы было несколько человек, которые не могли найти свои имена в списках, хотя они зарегистрировались. На этот раз списки были обновлены, и мы не имели ни одной жалобы относительно этого вопроса. Явка молодежи очень низкая» — добавил Йоуйни.
78 летний Мохамед Хлил — отставной государственный чиновник, был одним из первых, кто проголосовал в ранние часы.
«Я пришел голосовать, поскольку это судьба моей страны, которую мы строим. Я очень рад, что имею возможность голосовать и сделать все, чтобы мой голос был учтен», — сказал Мохамед Хлил после голосования а в том же избирательном участке.
Отсутствующая молодежь
Сами избиратели заметили отсутствие молодежных кабин для голосования.
«Понятно, что молодые люди еще спят. Я пришел в начале выборов в законодательные органы тоже, и тут было очень мало молодых людей и очереди стариков, которые хотят голосовать. Может быть молодые люди придут во второй части дня. И прогнозируется, что процесс голосования пройдет нормально», — сказал учитель средней школы 50 летний Oифа Мансур на том же избирательном участке.
Президентские выборы в Тунисе были объявлены, как первое свободное волеизъявление Туниса, начиная с независимости от Франции в 1956. Голосование также отметит первую демократическую передачу власти в современной истории страны.
Приблизительно 27 кандидатов конкурируют в гонке, замеченной некоторыми аналитиками как заключительный кирпич в строительстве почти четырех лет переходного периода страны.
Факт, что есть 27 конкурентов, может предотвратить решающую победу, по мнению многих аналитиков, предсказывающих, что набор голосов более чем 50 процентов, требуемых для прямой победы, вряд ли будет достигнут любым из ведущих соперников в первом туре.
Если ни один из кандидатов не будет иметь полную поддержку избирателей, проводится 2 тур выборов — точечный для двух кандидатов, набравших большинство, который состоится 28 декабря.
Мохамед Салах Бен Айса, профессор общественного права в Университете правовых, политических и социальных наук Туниса сказал, что все признаки указывают на второй тур.
«Это похоже на кандидатов Беджи Кэйда Эссебси, и Монсеф Марзуки, которые соответственно получат первое и второе место на первом этапе президентской кампании», — сказал профессор Бен Эйсса.
«Есть также возможность для кандидата Народного фронта Хаммы Хэммеми двинуться во второй раунд. Это — очень тонкая возможность, но он может занять второе место, и это было бы одной из неожиданностей этого первого раунда».
Старая гвардия
87 летний атеист Эссебси рассматривался как лидер после того, как его партия Nidaa Tounes (тунисское требование) выиграла парламентские выборы прошлого месяца, с должностным лицом, Марзуки, остается далеко позади.
Эссебси занимал пост главы МВД, обороны и иностранных дел при президенте страны Хабибе Боергуибе.
Он был парламентским спикером при свергнутом бывшем лидере Бене Али, который привел к критикам, обвиняющим его в попытке восстановить старый режим.
«Эссебси пользуется широкой избирательной поддержкой, опираясь на левых и профсоюзных активистов. Он также пользуется поддержкой укоренившихся элит страны и тех, которые желают возвращения к более упорядоченной эпохе», — сказал Бен Айса.
Марзуки остается популярным среди сторонников исламистской партии Эннахда, который не выставила кандидата самостоятельно.
Другие соперники на выборах — глава Учредительного собрания, Мустафа Бен Джаафар, и богатый бизнесмен, и футбольный руководитель клуба команды Africain, Слим Риэхи, который возглавляет Свободную Патриотическую Партию Союза.
По крайней мере, 80 000 персоналов службы безопасности были развернуты по всей стране, и до 22 000 наблюдателей, 600 из них иностранцы, наблюдают за проведением выборов.
Результаты ожидаются утром в понедельник.