Цена на бензин в Украине постепенно стала выше, чем в соседней Польше. Цены на электрокары также европейские. Пришло «Время Газа», и сегодня представитель этой компании рассказывает, какое ГБО подойдет на пока еще популярные в Украине ВАЗы.
Хотя ВАЗовские модели не входят даже в двадцатку самых продаваемых автомобилей в Украине, однако бренд занимает заметные рыночные позиции за счет успехов в прошлом. Поэтому машины Волжского автозавода частые гости в наших установочных центрах. С годами собралась приличная статистика по газификации этих машин и можно говорить о наиболее подходящих комплектациях газобаллонных установок.
Установка ГБО на ВАЗ обычно не вызывает проблем и затруднений – модели марки не отличаются навороченными системами впрыска, поэтому здесь главное не ошибиться с производительностью агрегатов газового оборудования. Карбюраторные машины оснащаются аппаратурой 2-го поколения. На инжектор мы всегда рекомендуем ставить оборудование с распределенным впрыском газа.
Безусловным достоинством ГБО 2 считается цена: стоимость комплекта оборудования обойдется примерно на 100 евро дешевле бюджетных газобаллонных систем с распределенным впрыском пропана. Такие комплектации 4-го поколения как раз подходят для ВАЗовских инжекторов. Является ли разница в цене веской причиной устанавливать «газовый карбюратор» на инжекторный мотор, каждый автовладелец решает для себя сам. Наша задача объяснить последствия такой установки.
Дело в том, что ГБО 2 настраивается вручную, а значит соблюсти идеальный состав смеси для всех режимов работы двигателя крайне проблематично. Кроме того, нужно откорректировать угол зажигания и изменить зазор заслонки. Для карбюраторного мотора незначительные отклонения не столь критичны – в некоторых режимах ухудшится тяга или увеличится расход топлива. В инжекторах смесь корректируется бортовым компьютером, а значит для нормальной работы мотора ее состав крайне важен. Но 2-е поколение не предполагает взаимодействия газовой системы с данными БК, а значит никакой коррекции смеси быть не может. Последствия неправильного смесеобразования – прогар клапанов и катализатора.
Впрыск газа происходит через форсунки – для каждого цилиндра предназначена отдельная форсунка. Впрыском управляет электронный блок управления (ЭБУ). Он следует топливной карте, о которой мы скажем ниже. Получая от БК необходимые сведения, ЭБУ регулирует время открытия газовых форсунок.
Здесь реализуется принцип ведущий-ведомый. Кроме этого, «газомозг» отвечает за количество испаренного газа в редукторе испарителе и следит за остатком топлива в баллоне. Получается, что водителю даже не нужно вмешиваться в работу системы – все происходит автоматически и абсолютно корректно, при условии, конечно, что была произведена полноценная настройка ГБО.
Все универсальные программы газового впрыска требуют уточняющих регулировок6 сперва запускается программа автокалибровки, а затем накатывается топливная карта для газа. Принцип ее действия основан на коррекции бензиновых показателей – ЭБУ считывает работу инжектора на бензине в различных режимах, а затем выстраивает топливную карту на газе. Задача настройщика – зделать уточняющие регулировки и проверить правильность смесеобразования диагностическим оборудованием.
Из-за необходимости уточняющих настроек мы не рекомендуем ставить ГБО самостоятельно или в несертифицированных центрах. В условиях гаража невозможно проверить корректность смеси, а ориентироваться на субъективные ощущения настройщика – порочная практика. Кроме того, кустарно установленное оборудование невозможно зарегистрировать и вписать в техпаспорт. О нюансах газификации и регистрации ГБО узнавайте у наших консультантов.