Сверхновая звезда, названная как SN 1987a, в первый раз была замечена созерцателями в 1987 году в южном полушарии, когда гигантская звезда внезапно взорвалась на краю соседней карликовой галактики, названной Большим Магеллановым Облаком.
Два с половиной десятилетия с тех пор остатки сверхновой SN 1987a продолжают быть в фокусе внимания ученых по всей планете, обеспечивая большой объем данных о самых невероятных явлений Вселенной.
В исследовании, изданном сегодня в Astrophysical Journal, австралийская ведомая команда астрономов использовала радиотелескопы в Чили и Австралии, чтобы увидеть остатки сверхновой звезды.
Аспирант Джованна Санардо из университета в Западной Австралии Международного Центра Радио-Исследования Астрономии(ICRAR) возглавляла команду, которая использовала ALMA(Atacama Large Millimeter/ submillimeter Array) в пустыне Атакама в Чили и австралийского обновленного телескопа ATCA(Australia Telescope Compact Array) в Новом Южном Уэльсе, чтобы наблюдать остатки в пределах от радиодиапазона до инфракрасной волны.
«Комбинируя наблюдения от этих двух телескопов, мы были в состоянии отличить радиацию, испускаемую расширяющейся ударной волной сверхновой звезды от радиации, вызванной пылью, созданной во внутренних зонах остатка», — уведомила Джованна Санардо ICRAR в Перте в Западной Австралии.
«Это имеет большое значение, поскольку это означает, что мы в состоянии выделить различные типы излучений, в которых мы видим и ищем признаки нового объекта, который, возможно, создан был в то время, когда звездное ядро разрушилось. Это походит на выполнение судебного расследования гибели звезды».
«Наше отслеживание с ATCA и радиотелескопом ALMA показали признаки чего-то никогда невиданного прежде, расположенного в центре или в остатках.
Это могла быть туманность ветра пульсара — вращающаяся нейтронная звезда, что ученые пытались обнаружить с 1987 года. Удивительно, что только теперь с помощью большого телескопа ALMA и модернизированного ATCA мы можем осмотреть большую часть развалин вследствие взрыва звезды, и видеть то, что скрывается внизу».
Дополнительные исследования, опубликованные недавно в астрофизическом журнале также пытаются пролить свет на другую давнюю тайну, окружающей остаток сверхновой звезды. С 1992 года радиоизлучение от одной стороны остатка казалось «более ярким» чем с другой.
Чтобы решить эту загадку доктор Тоби Поттера, другой исследователь с отдела ICRAR UWA, разработал подробную трехмерную модель расширяющейся ударной взрывной волны сверхновой звезды.
«Вводя асимметрию во взрыве и регулируя газовые свойства окружающей среды, мы смогли воспроизвести много наблюдаемых особенностей от реальной сверхновой звезды, таких как постоянная односторонность по радиоизлучениям», — сказал доктор Тоби Поттер.
Время, развития модели показывает, что восточная (покинутая) сторона расширяющегося фронта расширяется более быстро чем другая сторона, и производит больше радиоизлучений чем ее более слабый коллега. Этот эффект становится еще более очевидным, превращая удар от столкновения в экваториальное кольцо, что можно было наблюдать по изображениям космического телескопа Хабблa сверхновой звезды.
«Наше моделирование предсказывает, что в течение долгого времени более быстрый удар переместится вне кольца сначала. Когда это произойдет, кривая из радио-асимметрии, как ожидается, будет уменьшена и может даже обменять стороны».
«Факт, что модель соответствует наблюдениям — оправдывает свои средства, поскольку мы теперь имеем хорошие сведения о физике расширяющегося остатка и становиться ясным содержимое окружающей среды сверхновой звезды, что было загадкой на протяжении длительного времени о создании остатка SN 1987a».