Картина, которая имеет мимолетное сходство с сеткой для игры крестиков-ноликов, была создана на скале позади Пещеры Горэма.
Изучение доказательств предполагает, что неандертальцы не были животными, как они характеризовались несколько десятилетий назад.
Но искусство, высокого выражения абстрактного мышления, как долго полагали, было исключительным заповедником нашего вида.
Идея о художественном выражении неандертальцев не встретила всеобщего одобрения.
Однако, геометрический узор, идентифицированный в Гибралтаре, на южной окрестности Европы, был раскрыт под ненарушенными отложениями, которые также дали неандертальцам инструменты.
Подробности открытия международной команды исследователей были изданы в журнале PNAS.
Есть теперь достаточные доказательства, что, возможно, были недооценены неандертальские интеллектуальные способности. Недавние находки предполагают, что они преднамеренно хоронили своих мертвых, украшали себя перьями, обрисовывали свои тела черными и красными красками, и потребляли более разнообразный рацион, чем было ранее предположено.
Один из авторов исследования, профессор Клайв Финлейсон, директор Гибралтарского Музея, сказал, что последняя находка «приближает неандертальцев к нам, все ближе и ближе».
Предыдущие кандидаты на неандертальца пещерного искусства существуют, включая пещеры в северной и южной Испании. Возможные украшения были найдены на месте в центральной Франции, и есть даже утверждение, что неандертальцы были ответственны за ранний музыкальный инструмент – кость-«флейта», найденная в Divje Babe в Словении.
Эти предлагаемые мерцания в абстрактном мышлении среди наших древних родственников все же оказались спорными. Но авторы исследования PNAS пошли на многое, чтобы продемонстрировать преднамеренный характер дизайна в пещере Gorham.
Для того чтобы понять, как были сделаны рисунки, экспериментальные канавки были сделаны с использованием различных инструментов и изучено действия резки на блоках доломита, аналогичных тем, что имеются в пещере Gorham.
Метод, который наилучшим образом соответствует гравировке был тот, в котором острый инструмент или передний край был тщательно и многократно вставлен в существующую канавку и пропускался вперед в том же направлении. Это, по мнению авторов, казалось бы, исключает случайное происхождение для проектирования, таких как резки мяса или меха на вершине скалы.
Франческо д’Эррико — директор исследования французского Национального центра де-ла-Recherche научных исследований (CNRS) в Бордо курировал эти эксперименты.
«Доломит — очень крепок, таким образом, он требует большого усилия, чтобы нарисовать линии», — сказал он BBC News.
Археолог оценивает, что полная гравюра потребовала бы, чтобы 200-300 ударов с каменным режущим инструментом, занимая, по крайней мере, время на создание.
«Если бы вы сделали это за один подход, то вы, наиболее вероятно, повредили бы руку, если вы не покрываете свой инструмент частью кожи», — сказал он.
Профессор д’Эррико объяснил, что скала была в очень видимом местоположении в пещере и что гравюра будет видна любым посетителем.
«Это не обязательно означает, что это символически — в том смысле, что это представляет что-то еще — но это было сделано нарочно», — сказал он.
Клайв Финлейсон сказал, что члены команды сознательно избегали спекуляций в их научной работе, поскольку они хотели, чтобы это было «водонепроницаемым» описанием и доказательством открытия. Но, он объяснил: «Один интригующий аспект в том, что гравировка находится в точке в пещеры, где ориентация пещеры меняется на 90 градусов».
«Это почти походит на Клапамский узел, как показывает пересечение. Я размышляю, но это действительно заставляет Вас задаться вопросом, имеет ли это некоторое отношение к картографии, или высказыванию: ‘Это — то, где Вы’».
Профессор д’Эррико добавил: «Это находится в неподвижном местоположении так, например, это могло быть что-то, чтобы указать другим неандертальцам, посещающим пещеру, что кто-то уже использовал это, или что была группа, которой принадлежала та пещера».
Исследователи также выполнили анализ вероятного положения человека, когда они делали гравюру, и будет ли это, вероятно, сделано левшой или правшой, но они решили не издавать эти результаты в настоящее время.
Рисунки неандертальцев были сначала определены в июле 2012 Франсиско Джайлсом Пачеко, проницательным членом команды, который является директором Археологического Музея эль Пуэрто Санта-Марии, Испания.
Отложения, покрывающие гравюру, ранее привели к каменным инструментам, сделанным в стиле Mousterian, который считают диагностическим для неандертальцев. Однако, другие исследователи отмечают, что такие артефакты находили в Северной Африке, где нет никакого следа жилья неандертальцев. Они ранее рассуждали, что, если Человек разумный сделал инструменты Mousterian в Африке, они могли бы также быть ответственными за тех в Гибралтаре.
Приблизительно 28км от моря отделяет Гибралтар от побережья Северной Африки, и если вы посмотрите на юг со скалы в ясный день, трудно не заметить Jebel Musa — часть горы Риф Марокко — поднимающийся над горизонтом. Тем не менее, профессор Финлейсон говорит, что нет никаких доказательств того, что современные люди не сделали переправу намного позже. Кроме того, он указывает, Mousterian инструменты связаны со скелетными останками неандертальцев на месте Башни Дьявола в Гибралтаре.
Другой вариант состоит в том, что неандертальцы подражали поведению современных людей, с которыми они вошли в контакт. В то время как Человек разумный был в Европе приблизительно 45 000 лет назад, профессор Финлейсон говорит, что современные люди достигли южной Иберии позже, чем некоторые другие области, подвергающие сомнению идею подражателя.
Но доктор Мэтт Поуп, палеолитический археолог из университета Колледж Лондон, кто не был связан с последним исследованием, был менее убежден.
«Гравюры действительно кажутся намеренными, и трудно легко предусмотреть просто функциональное объяснение их. Следовательно, полезно рассмотреть эти структурированные царапины как происходящий от абстрактного или символического мышления», — сказал он BBC News.
«Но, приписывание их непосредственно поселению неандертальцев, или доказать, что неандертальцы сделали их без любого контакта с современными людьми сложнее. Даты, представленные здесь, являются косвенными, ссылаясь на материал изнутри отложений, покрывающих гравюры, а не сами знаки».
«Учитывая сроки и охват периода, когда мы знаем, современные люди достигли Европы, в период, когда мы не решили «переходные» археологические свидетельства, трудно отнести к любому населению, я был бы осторожен в принятии неандертальского авторства».
Он добавил: «Конечно, команда Гибралтар предоставили еще одну часть неотразимых, важных доказательств, которые помогут довести, что этот период требует более пристального внимания и более глубокого изучения».